3. Цвет в трудовой и учебной деятельности.
Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности
труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий
срок, производительность труда увеличивается при красном свете,
а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности
труда способствует зеленый свет, а индиго и фиолетовый снижают ее.
Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к
мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном
труде.
Румынский врач Стефанеску – Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание
и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и
пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом
цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового
пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно
сводиться, прежде всего, к силе выразительности, то есть сами цвета
вызывают определенные физиологические реакции. Стальные опоры должны
быть окрашены в светлые цвета, низкие помещения могут стать "выше",
если окрасить потолки в светло – зеленый или светло – голубой цвет.
Контрастные цвета (желтый, – черный) особенно подходят для маркировки
опасных участков на предприятии. В целях информации следует отметить,
что различается множество оттенков цветов, например, темные холодные
цвета (темно – синий, темно – зеленый) и светлые теплые цвета (ярко
– розовый, солнечно – желтый).
Освещение цветных предметов также имеет значение. При этом важны
цвет освещение, его интенсивность и характер поверхности предметов.
При оформлении товаров и помещений следует учитывать, что надписи,
символы и формы предметов должны привлекать внимание. Определенную
роль играет здесь контрастное и раздражающее размещение предметов.
Контрастные размещения вызывают у человека состояния напряжения,
пробуждающие интерес к предмету. Однако длительное воздействие контрастов
может вызвать состояние стойкого напряжения, что вредно отражается
на здоровье.
Люди могут не только воспринимать цвета, но и вызывать их в своем
воображении. Процесс репродуцирования принятой информации всегда
сопровождается переживаниями. Впечатления о красоте человека, рабочего
места, ландшафта, непосредственно после того, как они были восприняты,
но и в виде мысленных представлений, доступных человеку в любой
момент.
Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его
воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный
опыт человека.
Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона
помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла
и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее
влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях,
где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где
это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако
при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности,
так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение.
Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и
рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность),
художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма
(если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных
помещений и оборудования может обеспечить рост производительности
труда и эффективность учебной деятельности.
Несомненно, что окраска стен в помещении не должна носить гнетущий,
казенный вид, способный усилить тревогу и волнение. Вестибюли, холлы,
залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют
произведения изобразительного искусства. Художественно выполненные
и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение,
сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять
утомление и т. д.
При подборе картин необходимо проявлять максимум требовательности
к их художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие
их содержания тем или иным условиям. Так, например, удачно подобранные
и развешанные в помещении столовой натюрморты могут возбуждать аппетит.
Однако если обилием и качеством съестного они будут значительно
превышать то, что предлагает меню столовой, то это ведет к снижению
аппетита. Такое же отрицательное влияние оказывают помещенные в
кабинетах и приемных администрации школы картины, изображающие кровавые
битвы, тоскующих узников в темницах, драматическиебытовые сцены.
Это необходимо иметь ввиду, если требуется, чтобы убранство интерьера
отвечало своему назначению.
Другие факторы и приемы.
Либропсихотерапия (лечение чтение) – этот прием предложен еще
В.М.Бехтеревым. Использование специально подобранных книг позволяет
оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние учащихся
при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает
человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение
положительных целей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию,
в других – книги заставляют пересмотреть всю жизнь, изменить не
только отношение к чему – либо, но и все поведение.
Книги необходимо подбирать тщательно, в соответствии с задачами,
которые стали перед человеком, и обязательно с учетом его психологических
особенностей, так как одно и то же художественное произведение может
вызвать у разных людей совершенно разные реакции.
Цвет
|
Локализация
|
.
|
ВВЕРХУ
|
Боковые поверхности или перспективы
|
Внизу
|
Красный
|
Возбуждает, мобилизирует, оказывает эротогенное воздействие
|
Возбуждает
|
Воспринимается неестественно, может "обжигать"
|
Розовый
|
Ощущение легкости, счастья
|
Чувство нежности, счастья
|
Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями
|
Оранжевый
|
Способствует концентрации внимания
|
Ощущение тепла, способствует релаксации
|
Эффект "принадлежности" и тепла, иногда воспринимается
неестественно
|
Желтый
|
Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способствует
релаксации
|
Возбуждает, может вызвать неприятные ощущения
|
Эффект "приподнятости", иногда парения
|
Зеленый
|
Воспринимается неестественно
|
Успокаивает
|
Успокаивает, "охлаждает", может оказывать снотворное
воздействие
|
Голубой
|
Ощущение легкости, способствует релаксации
|
"Охлаждает", вызывает отчуждение
|
"Охлаждает"(более выраженно чем зеленый)
|
Коричневый
|
Чувство тяжести, давления(для усиления чувства тяжести использовать
не рекомендуется)
|
Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность
|
Ощущение уверенности, твердости
|
Синий
|
Вызывает тревожность, беспокойство
|
Отчуждение в группе, в отношениях с психологом
|
Тревога, холод, ощущение "бездны"
|
Ионизация воздуха.
Чувствительность людей к метеорологическим явлениям неуклонно
повышается. Причем, женщины ощущает это гораздо сильнее, чем мужчины,
пожилые более интенсивно, чем молодые. Одним из наиболее изученных
факторов являются ионы – невидимые электрически заряженные частицы
газов. Обычно в одном кубическом сантиметре находится 4 – 5 тысяч
заряженных ионов, а в горных районах – более 10000.
Показано также,
что в городах с загрязненным климатом количество ионов резко уменьшается.
Ученные установили, что многие недомогания вызываются снижением
количества ионов в атмосфере. Ионы сдерживают распространение грибков,
уничтожают бактерии, повышают активность живых организмов. Получены
положительные результаты при лечении отрицательно заряженными ионами
некоторых болезней, в том числе и психических.
Имеющиеся данные позволяют предположить необходимость установки
ионизаторов в помещениях Центра, предназначенных для отдыха, а также
в системе вентиляции здания.
Продолжение - часть 13
Источник: http://biomagic.by.ru |