В). Психологическая характеристика фиолетового цвета.
Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию
– успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в
синем.
Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление,
накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний.
Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут
к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание.
Синий стремится к отождествлению через самопожертвование.
Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению
и слиянию в виде любви.
Красный путь – мужской, патриархальный.
Синий путь – женский, матриархальный.
Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей
до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными
половыми признаками предпочитают фиолетовый цвет. Среди умственно
отсталых детей его выбирают 85%. Цвету, не отделяющему мужского
красного от женского синего, часто отдают предпочтение и гомосексуалисты.
По средним статистическим данным, фиолетовый цвет предпочитают также
беременные женщины, однако сразу после родов этот цвет либо совершенно
отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.
Известный в свое время психолог Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому
цвету – на основании его связи с красным и синим одновременно –
склонность к мрачно – меланхолической серьезности и взволнованно
– тоскливому настроению. При этом Вундт, видимо, имел в виду сумеречный
фиолетово, – синий цвет. Ученик Вундта Стефанеску – Гоанга метко
охарактеризовал действие этого цвета как "завуалированное возбуждение".
Это, якобы найденное экспериментальным путем значение справедливо
и для средне – светлых нюансов фиолетового цвета.
Готфрид Хаунт в своей диссертации "Цветовая символика в сакральном
искусстве" пишет: "В то время как черный означает абсолютное
ничто, фиолетовый представляет собой сокрытую тайну…". Как
в средневековой живописи по стеклу (роспись окон в церквях), так
и в сохранившемся до сегодняшних дней римско – католическом церковном
культе фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения,
кротости, святого уединения. Фиолетовый аметист в перстне кардинала
означает воздержанность. Гомосексуалисты, которые действительно
в своем большинстве предпочитают в цветовом тесте фиолетовый цвет,
часто возводят эротику в культ и не являются ни умеренно – воздержанными,
ни склонными к смирению и раскаянию. Фиолетовый – это цвет, который
не так просто понять.
Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный – эти две
потивопложности в фиолетовом уничтожаются. Николаус Кузанус, который
сам носил перстень с фиолетовым камнем, который как кардинал стоял
выше половых связей, который первый объединил средневековье и современность,
теологию и философию, умозрительную мистику и естественно – научное
экспериментирование и назвал свое произведение "Сознательное
незнание", создал для фиолетового цвета утвердившееся понятие
"Cointidentia oppositorum", что означает уничтожение,
или гармония противоречий.
Кузанус различал 4 ступени познания. Наивысшая, которая содержит
в себе все предшествующие, - это "мистическое созерцание".
В этом единстве сливаются даже созерцающий субъект и созерцаемый
объект, извечное противоречие переживания и мышления. Этим последним
слиянием и уничтожаем всех противоречий и противоположностей, этим
мистическим союзом является фиолетовый цвет. Фиолетовый цвет является
также магическим отождествлением, – например, между человеком и
животным, так называемым тотемом, которое Леви – Брюль установил
в примитивных родовых религиях.
Уничтожение субъективно – объективных противоположностей, мистическое,
магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между
желанием и действительностью, это фиолетовый цвет. В этом его волшебство,
и это волшебство – его очарование.
Слияние противоположностей, отождествление – это одно значение фиолетового
цвета. А ведь в любом процессе переживания (в дальнейшем везде –
эмоции) и мышления всегда имеются субъективно – объективные противоположности,
они действенны и часто трагичны. Синий покой будоражится красным
импульсом и побуждается к восприятию воздействий окружающей среды.
Но и наоборот: красный импульс тормозится, синим покоем, накапливается,
дозируется, дифференцируется и доводится до такого совершенства,
что возникает чувственная восприимчивость.
Эти колебания между красным
и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью
дают другое значение фиолетового цвета, а именно – чувствительность.
Таким образом, в целом фиолетовый цвет выражает чувственное отождествление,
которое часто стоит на грани инфантильности и определяется как "внушаемость".
Так, например, проведенные исследования показали, что низшие слои
населения отдают предпочтение фиолетовому цвету значительно чаще,
а высшие слои отклоняют фиолетовый цвет внушаемости значительно
чаще, чем средние, и, тем самым, негативное и критическое отношение
к нему.
Всевозможные оттенки фиолетового цвета – от светлых, резких, с их
пикантно – эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие,
раскаяние, смирение и мистику, - имеют одну и ту же цель, один и
тот же смысл: чувственное отождествление. В таком состоянии находится
будущая мать, эстет, эротоман и человек, верящий в таинственное,
божественное.
Если отдается предпочтение фиолетовому цвету, то в этом следует
усматривать "захватывающий интерес" и потребность в чувственном
отождествлении, которое приобретает совершенно другой характер,
если вторым любимым цветком является возбуждающий, сексуальный красный,
а не сентиментальный, спокойный синий. Фиолетовый с красным выдает
повышенную эротическую возбудимость, тогда как фиолетовый с синим,
свидетельствует о "захватывающем интересе" ко всем возможным
проявлением нежной чуткости.
В Америке и Центральной Европе фиолетовый цвет отвергается в тесте
как неприятный, особенно интеллектуалами и людьми искусства. Напротив,
из 1000 иранцев 450 среди двух наиболее любимых цветов назвали фиолетовый.
Этнологические научные экспедиции, проводившие обследование среди
индейцев центральной Бразилии и среди негров Африки, не тронутых
культурным влиянием, установили, что фиолетовый цвет является там
самым любимым. То же самое установлено среди народов Среднего и
Дальнего Востока, где чувственная возбудимость и стремление к эротическому
отождествлению выражены значительно нагляднее.
То означает отклонение фиолетового цвета? Если сопоставить этнологические
народы, предпочитающие и отклоняющие фиолетовый цвет, и если сравнить
типы людей, выбирающие его или отвергающие, на основании социологических
исследований конъюнктуры рынка и фирменных товаров и использовать
статистику, то напрашивается вывод: чем выше и рациональнее культура,
тем менее присуща человеку способность к счастливому слиянию, и
тем чаще он отклоняет от фиолетовый цвет.
Если проанализировать предпочтение фиолетового цвета детьми, особенно
дебильными, а, с другой стороны, отклонение фиолетового цвета интеллектуально
развитыми детьми критического склада в условиях современной цивилизации.
Вспоминается изречение из "Евангелия от Матфея": "Блаженны
нищие духом в этом мире, ибо им принадлежит царствие небесное".
Кто отклоняет фиолетовый цвет, тот из – за склонности к чувствительности
и эротике боится потерять свою независимость и поступиться своим
чувствительным эгоцентрическим "я". Эти люди стремятся
рационально контролировать свою чувственность и критически решать,
гарантируются ли при эротическом отождествлении и личном обязательстве
откровенность и искренность и оправдан ли риск. В современной культуре
фиолетовый цвет – чувственное отождествление – не находит широкого
распространения. Сердечную общность вытесняют притязания на влияние
и стремление к превосходству во всех формах снобизма и соперничества.
Восторженное само пожертвование заменяется принципом целесообразности
и надежности. Эстетическое восприятие часто заменяют простым подражанием
моде.
Между противоположным красным и синим, между фанатизмом и фатализмом,
между беспощадной силой и слепой любовью стоит примиряющий фиолетовый:
гармония противоречий.
Продолжение - часть 8
Источник: http://biomagic.by.ru |