Г). Психологическая характеристика зеленого цвета.
Кандинский превосходно охарактеризовал и зеленый цвет и достаточно
полно объяснил его психологическую особенность: "Синий, как
противоположное движение, тормозит желтый, при этом, в конце концов,
при дальнейшем добавлении синего, оба противоположных движения взаимно
уничтожаются, и возникает полная неподвижность и покой. Это – зеленый
цвет. В зеленом цвете желтый и синий, как парализованные силы, которые
могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность,
которая совершенно отсутствует в сером".
Далее Кандинский справедливо
отмечает: "Абсолютный зеленый – самый спокойный цвет из существующих.
Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти".
Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, самодовольный,
ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет похож на толстую,
очень здоровую, неподвижно лежащую корову, способную только пережевывать
пищу и уставившуюся на мир глупыми, тупыми глазами". О том
же пишет Гете в своем "Учения о цветах": "Если мешать
желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленый".
Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один
из них не выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как
на чем – то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше".
Наступающее и возбуждающее движение желтого цвета и противоположное
ему успокаивающее и отступающее движение синего взаимно уничтожаются
и консервируются в зеленом. Поэтому зеленый цвет статичен. Зеленый
не обладает действующей наружу кинетической энергией, а содержит
заключенную в себе энергию потенциальную. Но эта "заряженная"
энергия не покоится в прямом смысле слова, а отражает внутреннее
напряженное состояние и не выходит наружу. Когда Кандинский пишет:
"Пассивность – наиболее характерное свойство зеленого",
- он, как и некоторые другие, видимо, путает статичность с пассивностью.
Но имеет в виду именно это статическое состояние, когда сравнивает
зеленый цвет с неподвижно лежащей коровой.
Скрытая энергия, "заряженная" во всех твердых телах, может
иметь, в зависимости от плотности молекулы, различное напряжение,
твердость или силу сопротивления. То же относится и к зеленому цвету.
Чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее,
"холоднее", напряженнее, строже и устойчивее психологическое
воздействие цвета. Чем больше добавляется осветляющего, растворяющего
желтого, тем легче, "теплее", расслабленнее, мягче и гармоничнее
действует зеленый. Говорят: "Я радуюсь, я сержусь, я удивляюсь,
я стыжусь, я спрашиваю себя" и т.д..
В человеке происходит,
очевидно, много такого, о чем он более или менее точно знает, что
это касается его самого. И чем внимательнее самого себя наблюдаешь,
тем больше становится очевидным, как много мы занимаемся собой и
как мало другими, а именно – объективной действительностью. Эта
само направленность человека часто перерождается в эгоцентризм и
в эгоизм. Однако она в определенной степени необходима и должна
выражаться, например, в способности ограничивать себя, сдерживаться
или радоваться тому, как молекулы образуют в твердом теле напряженную
структуру, не видную извне, так и в каждом человеке чувства само
направленности создают живое напряженное состояние. Это мнение человека
о самом себе, т.е. то, что он воспринимает, как свое "я"
или отношение человека к себе самому.
Различные оттенки зеленого цвета показывают разнообразие отношение
к себе самому. Чистый, как кристалл, жесткий сине, – зеленый цвет
предпочитают люди, которые предъявляют к себе жесткие требования,
возводят свои воззрения в принцип и добиваются его соблюдения с
непримиримой последовательностью. Оставаться верным себе, выполнять
самим же избранное обязательство, скорее уединиться со своей обидой,
чем капитулировать и приспосабливаться, - этого требует гордость
сине, – зеленой само регуляции. Это, собственно, высшая степень
волевого напряжения, но оно предъявляет чрезмерно высокие требования
к нервной вегетативной системе, так как достаточная разрядка отсутствует.
Чистый зеленый цвет, который Кандинский сравнивает с "так называемой
буржуазией", не пытается, как сине, – зеленый, перерасти самого
себя, а только стремится к самоутверждению. Чисто зеленый – абсолютно
консервативен. Люди, предпочитающие чисто зеленый, стремятся, благодаря
твердости, приобрести манеру уверенно держаться. Они стремятся к
самоуверенности и к уверенности вообще. Они уверены в признании
окружающих, но в действительности выглядят обывателями.
Конечно, зеленому присущи и положительные консервативные качества,
такие, как настойчивость и выдержка. С другой стороны, опыт теста
показывает, что люди экстравагантные и эксцентричные, а также стремящиеся
к оригинальности, считают чисто зеленый цвет несимпатичным. Они
надеются добиться успеха без настойчивого труда, благодаря своей
"гениальности" или, по крайне мере, "личной индивидуальности".
У людей, предпочитающих либо светлый желто, – зеленый, либо более
темный коричнево – зеленый, отношение к самим себе прямо противоположное.
Они добиваются не самоутверждения, а возбуждения извне: при светлом
желто, – зеленом – посредством новых встреч, при коричнево – зеленом
– посредством наслаждений.
Так как зеленый цвет выражает само регуляцию и самооценку, то он
имеет большое значение для психологии тестов и медицинской обработки
цветового теста. Самооценка и само регуляция происходят постоянно,
в какие – то секунды. И лишь в незначительной степени осознаются
настолько ясно, что можно, например, сказать: "у меня нечистая
совесть", или "я стыжусь", "я сержусь",
"я счастлив". Но нервная вегетативная система и органы
принимают участие в каждом напряжении (сине, – зеленый) или расслаблении
(коричнево – зеленый), в застойном возбуждении (желто, – зеленый).
Если такое состояние длительно фиксируется, – скажем, напряжение,
когда пациент слишком часто отдает предпочтение сине, – зеленому
цвету, то он чрезмерно перенапрягает себя физически, а также предъявляет
повышенные требования к своей нервно – соматической выносливости.
Как только наступает состояние истощения, пациент отклоняет сине,
– зеленый цвет как несимпатичный. Сине, – зеленый кажется емутеперь
холодным, суровым, ядовитым цветом.
Ослабевшая нервная система защищается от этого заряженного напряжением
цветового оттенка. В этом состоянии пациент жалуется на то, что
он страдает от гнета или суровой ситуации, и воспринимает ее как
насилие над собой. Он пытается, уклонится от требований потому.
Что даже обычные задания представляются ему исключительно сложными,
и эти сложности воспринимаются им как противодействие или даже как
личная недоброжелательность и унижение. Если подобный пациент находится
на лечении или отдыхе, то с помощью цветового теста Люшера, исходя.
В частности, из отношения его к сине, – зеленому цвету, можно определить
(даже более точно, чем, опираясь на мнение самого пациента), пришло
ли в норму состояние его здоровья, и может ли он приступить к работе.
Сине, – зеленый.
Светлый сине, – зеленый, или бирюзовый – самый холодный из всех
цветов. По этой причине его наиболее целесообразно использовать
там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Он желателен
в жарких странах, в горячих заводских цехах, в помещениях с удушливым
и тяжелым запахом. Это цветовое воздействие используется в освежающих
напитках, освежающих сигаретах или зубных пастах с ментолом. Легко
складывается впечатление, что в ледяном холоде сине, – зеленого
цвета должны гибнуть все биологические организмы, следовательно,
и бактерии. Поэтому средне – светлый бирюзовый кажется таким стерильным.
Некоторые дамы, причисляющие себя, в силу своей холодно – любезной
манеры держаться, к высшим слоям общества, даже в одежде предпочитают
фригидно – стерильный, возвышающийся над страстями бледный бирюзовый
цвет.
Темный сине, – зеленый приобретает жесткость и тяжесть упрямого
соревнования, внезапной изоляции и закоренелой гордыни. На заводах
сумеречный сине, – зеленый используется для окраски несущих стальных
конструкций, особенно если опоры находятся на фоне светло – серой
бетонной или силикатной стены, или красной кирпичной.
Желто, – зеленый.
Заключенная в чистом зеленом скрытая энергия освобождается при
добавлении к нему снимающего напряжение желтого. Зеленый с добавкой
желтого освобождается из своего статистического состояния, из своей
консервации и плена: желтый выпускает его из защищающих и разделяющих
стен. Поэтому действие желто, – зеленого навевает воспоминания о
цвете распускающихся из почек листьев, так как они тоже вырываются
из зимнего плена. Желто, – зеленый означает – распускаться, раскрываться,
устанавливать контакт, желать встречи с другими и с новым. Так как
именно этот цвет может воздействовать несколько навязчиво, в большинстве
случаев его приглушают добавкой серого, и он становится пригодным
для деловых книг и формуляров. Рядом с белой бумагой он выгодно
выделяется, производя впечатление строгого и делового.
Коричнево – зеленый.
Для коричнево – зеленого цвета маслин к чистому зеленому подмешивают
желтый и черный, но не синий. Таким образом, оливково – зеленый
раскрывается благодаря желтому. Однако. В результате одновременного
затемнения, он приобретает дополнительное значение чувственной пассивности.
Тот же, что выходит наружу только с пассивной чувствительностью,
далеко не продвинется. "Ближайшее, что я встречаю и с чем чувствую
себя в тесном родстве, - мое собственное тело и после этого тела
других". Поэтому коричнево – зеленый выражает ощущения собственного
тела и чувственные восприятия. Кто выбирает коричнево – зеленый,
тот хотел бы наслаждаться состоянием, благотворно влияющим на чувства
и содействующим отдыху. Продолжение - часть 9
Источник: http://biomagic.by.ru |